Система образования в РФ

 

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Содержание образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:

общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательныепрограммынаправлены на решение задач формирования общей культурыличности, адаптацииличностик жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начальногообщего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направленына решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

Сучетомпотребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начальногопрофессионального, среднегопрофессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательныйпроцесс.

Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

Выделяются ступени образования:

·начального общего,

·основного общего,

·среднего (полного) общего,

·начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

1)основное общее образование

2)среднее (полное) общее образование

3)начальное профессиональное образование

4)среднее профессиональное образование

5)высшее профессиональное образование

6)послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:

«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения надневномотделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившиевобразовательныеучрежденияследующего уровня (ступени)».

 

 

статистика

Посетители
126
Материалы
222
Количество просмотров материалов
347953

Сейчас на сайте

Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Tavda 2011