Вопрос "Об участии ТТЕ в федеральном проекте «Профессионалитет»
30 января на педагогическом совете обсуждался вопрос "Об участии ТТЕ в федеральном проекте «Профессионалитет»
Директор Тавдинского техникума рассказала о том, что 16 марта 2022 г. вышло Постановление правительства РФ № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Это дало старт новому амбициозному проекту обновления системы подготовки кадров страны.
Профессионалитет – это новая форма сотрудничества образовательных организаций и работодателей в формате образовательно-индустриальных кластеров, объединенных общностью образовательных программ, которые будут реализовываться под конкретный заказ работодателей с их непосредственным участие.
Неотъемлемыми компонентами «Профессионалитета» являются наставничество, приоритет практической подготовки, оптимизация сроков подготовки кадров, целевое обучение и гарантированное трудоустройство на предприятиях-заказчиках, развитие материально-техническое базы колледжей и техникумов с учетом технологических особенностей производств.
Первый набор на программы «Профессионалитет» был в 2022-2023 учебном году.
Тавдинский техникум с 2024 года вошел в проект как участник двух кластеров:
- Образовательно-производственный центр (кластер) «Машиностроение», созданный по отраслевому принципу.
- Образовательный кластер среднего профессионального образования «Правоохранительная деятельность».
Одной из центральных идей ФП «Профессионалитет» является реализация программ профессиональной ориентации школьников. Через:
• Разработку программ профориентационного сопровождения по отрасли для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 и 10-11 классы).
• Разработку программ профориентационного сопровождения обучающихся с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам по отрасли.
• Выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению по отрасли у обучающихся.
• Формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории с учетом уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей по отрасли.
• Информирование обучающихся об устройстве рынка труда и системе профессионального образования посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб по отрасли.
• Формирование у обучающихся профориентационных компетенций по отрасли, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, оценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и её адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды.
• Повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающихся в формировании навыка осознанного выбора по отрасли.
Не менее важной является программа популяризации ФП «Профессионалитет».
Показатели эффективности этой Программы:
● не менее 70% учеников 6-11 классов должны быть охвачены мероприятиями
● не менее 70% школ должны быть вовлечены в мероприятия
● 100% студентов должны быть охвачены мероприятиями
● 60% предприятий должны быть вовлечены в реализацию мероприятий планов
● выполнения показателя субъекта РФ по привлечению необходимого количества обучающихся по образовательным программам Профессионалитета (КЦП).
Достигнуть вышеперечисленных показателей позволяют планы программы популяризации: План проведения мероприятий и План информационной кампании, которые включают ряд комплексных мероприятий по продвижению федерального проекта «Профессионалитет». Данные планы разрабатываются и утверждаются ежегодно управляющим советом кластера.
На данный момент мы имеем проекты планов и необходимо уже активно начинать работу по их реализации, так как первый из ежемесячных отчетов – 10 февраля (за январь 2024 г.)
Федеральный проект«Профнссионалитет» предполагает реализацию Проекта «Амбассадоры Профессионалитета». Команда амбассадоров это команды, сформированные из 4-7 студентов по программам среднего профессиональн ого образования и педагога-куратора из числа педагогических работников профессиональной образовательной организации (мастер п/ о , преподаватель спец дисциплин). В среду 31 января состоится встреча команды амбасадоров с руководителями, представителей Медиацентра и администрации техникума.
Задачи проекта:
• Организация и проведение цикла образовательных, просветительских, творческих и иных мероприятий для информирования потенциальных абитуриентов, а также их родителей (законных представителей), классных руководителей и педагогических работников об образовательных программах и возможностях федерального проекта «Профессионалитет».
• Увеличение охвата потенциальных абитуриентов, проинформированных о преимуществах среднего профессионального образования в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».
• Повышение узнаваемости и формирование положительного образа среднего профессионального образования в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».
Главной задачей амбассадоров Профессионалитета является вовлечение потенциальных абитуриентов в систему среднего профессионального образования. Каждый амбассадор готов рассказать о преимуществах своей будущей профессии, поделиться наработками и своими впечатлениями о федеральном проекте «Профессионалитет», а также помочь сделать выбор тем, кто еще не уверен в своем решении.
Для ФП «Профессионалитет» разрабатываются образовательные программы на основе обновленных ФГОС.
При реализации ОПОП на 1 место выходят технологии интенсификации образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных, деятельностных педагогических подходов. И даже более, речь идет о новой образовательной технологии «Профессионалитет». Эти технологии должны быть в основе профессиональной деятельности каждого педагога. В ближайшее время их изучению и актуализации необходимо уделить внимание.
Далее обсудили вопросы повышение квалификации управленческих команд, педагогических кадров и работников организаций из числа участников кластеров и мероприятия информационной кампании, направленные на популяризацию ФП "Профессионалитет".